НА ГЛАВНУЮ
ЛЕСНАЯ ПРОГРАММА СТЕПНАЯ ПРОГРАММА ЗЕЛЕНЫЙ ТЕЛЕФОН ПРОГРАММА ЗАЩИТЫ РЕК ПЕРНАТЫЕ ХИЩНИКИ
СИБИРСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
Инициативная группа природоохранников Южной Сибири
Русский   English  
События

Россия, 630090
г. Новосибирск
а/я 547

Email:
office-sibeco@ya.ru


Сибэкоцентр

Войти в почту

"Сохраним Укок" - сайт коалиции научных и общественных организаций

 

Пернатые хищники России

Программа по изучению и сохранению манула

Наша река Издревая


Российская сеть изучения и охраны пернатых хищников

Экологические проблемы горнодобывающей деятельности на Алтае

Зеленый телефон

Деньги под ногами

Катунь в опасности




Трагедия на Алтае: версии события

Валерий Бриних, сопредседатель Советов МСоЭС и общероссийского СоЭС:

14 января 2009:

Я по диплому зоолог позвоночных, специализировался на крупных хищниках и копытных. 3,5 года стажа работы охотоведом, 8,5 лет стажа работы директором двух заповедников (один из которых - горный), последние 6 лет профессионально занимаюсь охотустройством и государственными экологическими экспертизами в области охотпользования. Во время работы в Кавказском заповеднике собирал факты и анализировал браконьерские охоты с использованием вертолетов на Западном Кавказе, а также случаи крушений вертолетов и самолетов в горных условиях (на моей памяти произошло несколько таких ЧП, об остальных узнавал от очевидцев). Здесь проблема не в том, что следователи непрофессиональны, а в том, что им никто не даст озвучить правдивую версию. Если мы не поможем.

Предлагаю свою версию ЧП, исходя из анализа снимка с места крушения вертолета.

Анализ снимка:

1. На переднем крупном плане снимка видно туши двух копытных животных.
Одно из них (справа) - архар (аргалиобразный баран). Исходя из того, что снимок сделан на Алтае, то и баран - алтайский аргали, добыча которого была запрещена еще в Советском Союзе с 1934 года. Сейчас занесен в Красную книгу Российской Федерации. Значит, охота была однозначно браконьерской и, главное, по этому признаку подпадающая под статью Уголовного кодекса РФ о незаконной охоте. Судя по рогам - это самец 5-7-летнего возраста. Второе животное (слева) - тоже алтайский аргали (точно не козел), примерно такого же возраста (судя по размерам туши), как и тот, что справа. Пол определить невозможно, так как на снегу в кадре находится только задняя часть туши.

Нож, торчащий сверху в туше, - охотничий. Передняя часть с головой и передними ногами отрезана и отсутствует. Исходя из этого, можно считать, что и это животное было самцом, т.к. убит явно трофейный экземпляр. Характер разделки туши свидетельствует о том, что переднюю часть туши барана отделили для изготовления охотничьего трофея - медальона, когда на деревяном щитке монтируют чучело головы с шеей и грудью животного. В противном случае тушу бы сначала ошкурили, а потом бы уже разделывали на мясные куски. В нашем случае мясо интересовало браконьеров в последнюю очередь. Если бы тушей питались оставшиеся в живых участники браконьерской охоты, то, наоборот, съели бы в первую очередь заднюю часть как более мясистую и вкусную. На заднем плане справа, ниже по склону, на спине (головой к нам) лежит еще один убитый аргали - самец 5-7-летнего возраста. От траектории скатывания по склону вертолета он находится примерно в 50 метрах.

От двух туш на переднем плане усматриваются легкие следы волочения, уходящие вниз по склону. Скорее всего, их подтягивали наверх из тени на солнцепек. Третьего вытянуть не успели.

2. Вертолет лежит на боку на склоне небольшой крутизны. Хвост не отломан, а загнут к несущему винту. Смята также и кабина. Корпус практически цел. Следов пожара нет. Справа на кадре (примерно посередине между тушами двух баранов) из снега торчит подставная лесенка в салон вертолета. Видимо, отлетела, когда вертолет скатывался по склону.

Комментарий:

Горные бараны приоритетно выбирают зимой пастбища на склонах южной экспозиции (там меньше снега и есть выдува) на дне ущелий и в других укрытиях от сильных ветров. Учитывая большую тень на заднем плане снимка, там нависает высокая стена ущелья. Т.е. вертолет действительно лежит на дне ущелья. Но вопреки официальной версии, он не упал сверху на самое дно ущелья, а прокатился совсем немного по пологому склону, максимум 2-3 оборота. У него хвост не отломался, а только загнулся крючком. Характер повреждений говорит о том, что вертолет не плюхнулся с воздуха на землю, а просто скатился кубарем, с хвоста на нос. Т.е. сначала удар пришелся снизу по хвосту, в результате которого хвост под давлением корпуса загнулся к двигателям, а затем в корпус вмялась кабина пилотов. Практика ЧП с вертолетами на Кавказе (как в зоне боевых действий, так и в мирное время) показывает, что при падении с воздуха вертолет либо взрывается и сгорает, либо разваливается на части. По крайней мере, хвост должен был от удара о землю отломаться (в силу закона инерции). В нашем случае вертолет в комплекте, без разваливания корпуса и следов огня.

В пользу того, что вертолет просто кувыркнулся вниз по склону из стоячего положения на земле, говорит нахождение немного в стороне приставной лесенки, воткнувшейся в снег. Прокатиться по снегу и остаться в таком положении она не могла.
Значит, она в момент переворота вертолета была отброшена в воздух и по дуге отлетела в сторону, воткнувшись в снег сверху. Судя по положению лесенки и характеру повреждений вертолета, он стоял носом вверх по склону и завалился назад на правый борт. Иначе траектория полета лесенки была бы иной.

Стрелять баранов могли как с воздуха, так и с земли, высадившись с вертолета. Сейчас уже не определишь, если сами выжившие не признаются.

Однозначно, что бараны лежат примерно там, где их убили, особенно тот, что вдалеке вниз по склону. Он точно не мог выпасть с вертолета во время падения, т.к. не мог катиться по пологому склону 50 метров. К тому же, кто тогда заботился о трофее, разделывая тушу барана (который на снимке крупным планом слева)? Ведь после аварии этого быть не могло, а во время полета в салоне вертолета тоже никто бы барана не разделывал. На месте разделки туши на снегу много следов крови (желтые комки снега). Именно так выглядит пропитанный кровью смерзшийся снег не первой свежести (на морозе в снегу кровь желтеет). значит, разделывали здесь же, на снегу и переносили переднюю часть туши в направлении левого нижнего угла (за границы кадра).

Версия:

Браконьеры с воздуха заметили стадо баранов, пасущихся на солнцепеке на дне ущелья. Снизились, отстрелялись, убив не менее 3-х баранов, потом сели и высадили группу не менее 2-х человек. Скорее, 3-х, т.к. сподручнее баранов подтаскивать и загружать. На мой взгляд, планировали только отделять переднюю часть туши с головой (для трофея), а остальное оставлять на месте.

В то время, когда отделили голову от первой туши и подтащили второго барана для разделки, вертолет по какой-то причине накренился и покатился по склону, сделав 2-3 медленных кульбита. Может быть, задние колеса провалились в снег и вертолет накренило. Видимо, основная часть пассажиров и экипажа находилась внутри вертолета. Есть такая неписанная традиция у охотников - выпить рюмку "на крови", т.е. при первой удаче. Чтобы в дальнейшем тоже везло. А в салоне теплее, чем на улице. Вот там их и переломало. Кто-то выпал в открытую дверь и попал под переворачивающийся вертолет и лопасти его винта.


18 января 2009


Валерий Бриних: С учетом последних публикаций СМИ уточняю свою альтернативную версию произошедшего (основанную исключительно на публикациях СМИ):

Предполагаю, что охота с вертолета в новогодние праздники для VIP-персон готовилась заранее. Все, включая маршрут и район охоты, было тщательно спланировано. Даже гармониста не забыли взять, чтобы под гармошку песни петь у костра или в баньке. Команда подобралась подготовленная. В том числе и экипаж вертолета. Со слов сына погибшего командира экипажа Алексея Баяндина: "Папа был опытным пилотом, у него стаж более 30 лет, 15 тысяч часов налета. Он часто сопровождал важных персон и летал по Горному Алтаю. Никаких предчувствий не было, это была обычная поездка. Папа любил возить людей на охоту, хотя сам охотником не был". Павел Попов, замминистра МЧС РФ, подчеркнул, что на вертолете работал опытный экипаж, а сам вертолет был 2008 года выпуска. От себя подтверджу, что в "Газпромавиа" фуфла не держат (по Кавказу знаю). Кроме того, для усиления и, возможно, в качестве проводника-консультанта по местному сложному рельефу в составе экипажа летел командир Горно-Алтайского летного отряда Владимир Подопригора. О том, что В.Подопригора был не просто пассажиром, а фактически членом экипажа, говорит свидетельство одного из специалистов о том, что "пилота Владимира Подопригору разрубило лопастями вертолета. - В таких ситуациях основной удар лопастями приходится на правое сидение в кабине пилота. Получается, что Вова Подопригора как раз был на этом месте". Насколько я понимаю, правое сиденье в кабине любого воздушного судна предназначено для второго пилота. Так что молодому Максиму Колбину крупно повезло, что он уступил свое место постороннему летчику. Благодаря этому он остался жив, а Владимира Подопригоры не стало в первые секунды катастрофы.

Место охоты, а значит и отклонение от заявленного маршрута полета, было определено заранее и о нем было известно близким друзьям и родственникам местного важного госчиновника и авторитетного предпринимателя Анатолия Банных. Я предполагаю это, исходя из того факта, что группа наземного поиска на снегоходах целенаправленно двигалась к месту ЧП, когда встретила второго пилота М.Колбина (официально озвученная версия совершенно маразматически утверждает о якобы пройденных вторым пилотом с ушибом грудной клетки 40 км по горной пересеченной местности и выходе его к пограничному пункту, где он сообщил о катастрофе). Это произошло примерно в 2-х км от места катастрофы.
Группу поисковиков возглавлял сводный брат Анатолия Банных Сергей Розбах, а в составе группы был близкий друг А.Банных депутат Госдумы Владимир Семенов и депутат (непонятно, чей) Сергей Корольков.

Еще одним проводником по "архаровским" местам и крышевателем незаконной охоты был председатель комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай Виктор Каймин, ранее замеченный на подобных вертолетных охотах с высокопоставленными персонами. Никаких разрешительных документов на право охоты у них не было. Им это и в голову не могло прийти, что их кто-то посмеет проверять. Вон, местный Росприроднадзор вообще отказался проводить проверку и возбуждать административное производства по факту незаконной охоты на архаров с применением вертолета. Об отсутствии лицензий говорит то, что один из следователей, работавших на месте катастрофы, рассказал, что не найдено вообще никаких документов, которые бы давали право чиновникам на любую охоту, пишет <Комсомольская правда>.

Лицензии на те виды копытных, охота на которых была разрешена до 15 января, оформлялись уже задним числом, после ЧП, чтобы придать истории, получившей неприятную для властей огласку, хотя бы видимость легитимности. Если копнуть, то вспывут всякие несостыковки и подчистки в учетных документах, особенно связанных с оплатой лицензий.
Думаю, что с попытками скрыть от спасателей и следователей неприятные подробности всей этой истории связано вранье Анатолия Банных и Максима Колбина о внезапно остановившемся двигателе, разговоры в стиле а-ля "Горбачев в Форосе во время путча" о неудачных попытках наладить аварийную связь и подавать световые сигналы, указание в СМИ на Бориса Белинского и Николая Капранова как на фотохудожников из Москвы и С-Петербурга соответственно.

Особенно поражает тот факт, что вся спасательная операция могла закончиться в день катастрофы, т.к. аварийный радиомаяк АРМ-406 оказался исправным: "- Когда начали эвакуировать выживших, спасатель осматривал аварийный радиомаячок - тот, что был в Ми-8. Ради интереса щелкнул тумблером, и сигнал тут же поймала Москва! - рассказывает Вячеслав СОРОГОВЕЦ, начальник Сибирского межрегионального управления Федеральной аэронавигационной службы. - Если бы после падения машины сразу включили это устройство, мы нашли бы выживших в течение одного часа! И этому сигналу не помешали бы ни горы, ни какие-то другие факторы". Специалисты объясняют бездействие выживших в катастрофе шоком или слабой подготовкой экипажа. Т.е., нам предлагают считать, что второй пилот Максим Колбин или находился в глубоком шоке и ничего не соображал, или просто не умел пользоваться аварийными средствами спасения, что вообще невозможно представить! У меня другое объяснение этих странностей поведения второго пилота и вице-премьера Правительства Республики Алтай: они просто тихо сидели и ждали прихода своей группы спасения, возглавляемой братом А.Банных. Они понимали, что самим скрыть следы браконьерства невозможно и надеялись на помощь своих, а не неконтролируемых ими спасателей из МЧС. Хотели все подчистить до прибытия основной группы спасателей.

В районе горы Черной браконьеры с воздуха заметили стадо баранов, пасущихся на солнцепеке на дне ущелья. Снизились, отстрелялись, убив не менее 3-х архаров, потом сели (или низко зависли в воздухе, что более вероятно) и высадили группу не менее 2-х человек. Скорее, 3-х, т.к. сподручнее баранов подтаскивать и загружать. В группе погрузки, вероятнее всего, были уцелевшие (даже без переломов) Анатолий Банных (крепкий мужик и хозяин-организатор охоты) и Максим Колбин (которому делать все равно нечего было, т.к. его место занимал Владимир Подопригора). На мой взгляд, планировали только отделять переднюю часть туши с головой (для трофея), а остальное оставлять на месте.

Вертолет браконьеров, скорее всего, сесть в этом месте не мог из-за склона. Об этом говорит поведение спасателей, которые тоже не могли посадить здесь вертолеты и высаживали людей неподалеку от места ЧП, а раненых и погибших эвакуировали с помощью вертолетных лебедок. Поэтому вертолет на предельно малой высоте висел в воздухе и погрузка трофеев шла на весу. Может быть, этим объясняется решение не забирать целые туши баранов, а отрезать передние части, чтобы было легче грузить, поднимая на руках груз на высоту около 2 м.

Как стало известно из СМИ, запись речевого самописца обрывается словами <Ниже, еще ниже>. <Эту команду давал кто-то из посторонних, присутствующих в кабине. Возможно, в этот момент люди в салоне пытались втащить на борт подстреленную дичь". В то время, когда в висящий в воздухе вертолет грузили переднюю часть с трофейными рогами от первой туши барана, вертолет по какой-то причине накренился и покатился по склону, сделав 2-3 медленных кульбита. Может быть, неожиданно дунул сильный порыв ветра (со слов Сергея Розбаха, спасшиеся после крушения поставили палатку из брезента, но на второй день ее просто разорвало ветром), вертолет накренило или даже развернуло. Его хвостовой винт черканул по склону и вертолет опрокинулся вниз по склону, круша винтами каменистый грунт и все, что выпадало из открытого люка, включая людей. Двум (Б.Белинскому и Н.Капранову) повезло и они под лопасти не попали, сломав только ноги. Остальные погибли, причем командир экипажа Алексей Баяндин и Владимир Подопригора в кабине вертолета, на своих местах первого и второго пилотов).

В итоге выжили два человека, находившиеся на земле и отделавшиеся царапинами и испугом, а также два человека, выпавшие из вертолета и сломавшие ноги.

30.08.2015
Официально прекращена деятельность МБОО "Сибирский экологический центр"

Деятельность организации была остановлена в феврале 2015 г. Сегодня (30 августа 2015 г.) созвано внеочередное общее собрание МБОО «Сибирский экологический центр», на котором единогласно принято решение освободить директора от занимаемой должности по собственному желанию, освободить членов Совета МБОО «Сибэкоцентр» от членства в Совете на основании их заявлений.


Подробнее...
30.12.2014
Итоги работы Сибэкоцентра в 2014 году

Фотоловушки и веб-камера, 3-й международный молодежный лагерь и 30 тысяч километров экспедиций - Сибэкоцентр подводит итоги 2014 года.


Подробнее...
08.07.2014
Сохранить архара в Красной Книге

Министерство природных ресурсов РФ предлагает вывести горного барана архара из Красной Книги РФ, и разрешить трофейную охоту на этих животных. Сибэкоцентр убежден - такие "меры" только создадут новые угрозы сохранения вида и могут открыть широкие возможности для злоупотребления.


Подробнее...


Алтай трансграничный Союз охраны птиц России Все о российских лесах
Календарь экологических дел Экоклуб НГУ WWF Центр охраны дикой природы Гринпис России ГИС-лаб Хищные птицы Украины
РОСИП Птицы средней Сибири Птицы Казахстана Птицы Cреднего Поволжья